29.03.2024

ПОЭТИЧЕСКИЙ МАРАФОН. ЗАДАНИЕ 8

Лебедь уплыл, отражаясь в озёрной красе…
Сын твой не заблудился, он скрылся в те страны,
Куда в некое время уйдёт неминуемо всё…

(с) отрывок из погребальной песни акына

⃣

Тема восьмого дня: айтысу и искусство импровизации
Напишите айтысу, придерживаясь свободной формы или одной из нижеприведенных схем

📜 Справка: айтысу — основа поэтического искусства казахов. Это стихотворные импровизации, создаваемые на айтысах — многолюдных состязаниях акынов(сказителей) и исполняемые под домбру. Основной элемент айтыса — это схватка между двумя акынами в умении импровизировать и оригинально доносить свои мысли, но в первые годы независимости Казахстана этот элемент отошел на второй план, а его место заняло поднятие социальных проблем. Современные айтысу тонко затрагивают острые вопросы. Например,  на айтысе в 2016 году, который проходил на фоне протестов против возможной продажи земель Казахстана Китаю, Еркебулан Кайназаров сравнил оппонентку Жансаю Мусину  с невспаханной землей, имея в виду, что она не замужем, и настало время «вспахать» ее. Он пел: «Я не отдам тебя ни китайцу, ни таджику, лучше я сам возьму тебя в аренду на 50 лет и сам посажу дыни и арбузы».
«Айтыс — это сердце и душа казахов. Это то, что поднимало настроение казахам во все времена. При помощи айтыса наши предки могли донести мысли, которые их волновали. При помощи айтыса можно было высказать свои проблемы на аудиенции у ханов. Казахи передавали свои горести и мечты при помощи айтыса»
акын Шугайып Сезимхан
Айтыс — это мирное состязание и импровизация, но начиная с XX в. айтысу начало обретать строгие формы.

📍В советское время:
24 четырехстишные строфы, причем первые шесть строф отводятся восхвалению руководителя праздника, три — восхвалению двух соседок импровизатора, шесть — восхвалению вещей и скота, три строфы — юмористические и пять восхваляют возлюбленную. Заключительная, 24-я строфа должна быть построена по типу анациклического стиха.

Анациклический стих — стихотворение, которое можно связно читать от начала к концу и от конца к началу, по словам, не меняя их порядка:
Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает…
Мерцанье былого — виденье качает…
Молчанье, ночное раздумье, — жестоко!

📍В настоящее время:
Три или четыре части, во время которых акын должен успеть поздороваться с народом, рассказать о местности, где проходит айтыс, развить заданную тему и ответить сопернику. Строфа строится по типу амебейной композиции.

Амебейная композиция — распадение строки или строфы на два параллельно развивающихся ряда (характерно для народных песен, где первую часть строки поёт певец, а вторую — хор):
О чём, Машенька, плачешь, О чём ты слезы льешь?
Ах, как же мне не плакать И как слезы не лить?
Один-то был зелёный сад, — И тот стал посыхать;
Один-то был сердечный друг, И тот стал забывать.

📗Пример:
Биржан:
Спорить с девочкой — смерти подобно.
Не жалей меня, бей принародно.
Шаг мой скован, ведь ноги в колодках,
Тридцать семь мне исполнилось ровно.

Но, смотри, Кокчетау — мне опора .
Каптагаю не даст для позора.
Будь медведицей, так тебя стисну.
Что сознанье вернется не скоро!

Сара:
Эй, Биржан, ты в годах, гость почетный.
Не кулик я болтливый, болотный,
Я — песчанка камышная с озера:
Не возьмет меня ястреб залетный.

Мы давно, о красе твоей зная,
На тебя с удивленьем взираем.
Привели тебя к нам на погибель
Кут-Мамана дух с Ер-Черабаем.
(с) Берик Джилкибаев, «Айтыс Биржана и Сары»

📎Дополнительное задание (необязательное!): используйте в айтысу вертикальную аллитерацию.

📜 Справка: Вертикальная аллитерация наиболее популярна в поэзии народов Средней Азии и бурятов. Часто выполняется на первых слогах строк.

📗Пример:
Кучами золото мы гребли,
Куньи шапки были на нас,
Кушак из шелка носили мы,
Кушали вкусные курдюки,
Кумыс ведь пили мы — что ни день.
(с) киргизский эпос «Манас»